Главная » Статьи » Статьи педагогов

ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Елена Андреевна Горбенко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск» 
«Средняя школа № 10» 

ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

...Да! Трудно, трудно нашим детям,
Не каждый сразу их поймёт.
Вопрос тот часто задаётся
"А для чего такой живёт?.."

Галина Шпадэ

 Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. (1)

 Отличительной чертой, характеризующей современную систему образования, является изменение взглядов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детей-инвалидов.
 Сейчас детям, у которых есть особенности развития, не обязательно обучаться в специальных учреждениях.

 Такие дети могут быть и в обычной общеобразовательной школе.

 Появление новой категории детей в стенах школы, требует постоянного совершенствования педагога, работающего с ними. В моём классе в этом учебном году инклюзивно обучаются 2 ученика с задержкой психического развития (вариант 7.2) и логопедическими проблемами, кроме того один из них является ребенком-инвалидом.

Такое обучение создает определенные трудности, как для учителя, так и для самих ребят. Эффективность обучения таких детей в общей массе без включения специалистов службы сопровождения будет минимальной. Обязательны занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом. (1)

 Считаю, что сущностью инклюзивного образования является социализация. Необходимым условием достижения результатов социализации является вариативность образовательных технологий и методов обучения детей.

 Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

 Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса, а педагогические - могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. (3)

 Остановимся на некоторых из них.

Технологии дифференциации обучения.

 В связи с тем, что в общеобразовательном классе есть «особые» дети, возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.

Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

· При организации индивидуальной работы на уроке – выполнение индивидуального задания на карточке. Можно предлагать выполнение подобных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.

Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. К сожалению, не все ученики готовы активно принимать участие в такой работе.

· Взаимное (парное) обучение – это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя. Д. Митчелл выделяет ее как одну из ведущих технологий инклюзивного образования в школе.(2) Обычно более успешный ученик учит менее успевающего. Ученики с ОВЗ также могут выступать в роли обучающих, это значительно повышает самооценку.

· Групповая работа

 Групповая работа на уроке в инклюзивном классе будет ориентирована в первую очередь на согласованность, взаимовыручку, поддержку.

 На первых порах при организации работы в группах можно использовать работу с распределением функций, когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат, выполняя свое задание.

· Фронтальное обучение всего класса.

 Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации.

Технологии, направленные на развитие социальных (жизненных) компетенций детей.

 Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование социальных компетенций.

 При прямом обучении социальным навыкам педагог учит детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех школьников, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как ученики приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом. Например, «говорить по очереди», «слушать друг друга», «задавать вопросы, если что-то не понятно». Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация: как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия. (4)

 Многие правила можно вводить при помощи символических знаков. Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак тишины». Это может быть рисунок кленового листа. Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на пол, ребята поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». Если сам учитель выполняет правило, школьники тоже быстро его усваивают.

 Что необходимо знать учителям и специалистам, работающим в инклюзивном классе?

● Правила должны быть просты и понятны ребенку и не противоречить друг другу.

● Правила нельзя вводить длинным списком.

● Одновременно можно принять в классе одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.

● Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок.

● Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если его нарушил ребенок.

● Надо хвалить учеников за выполнение правил. Ребенок обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности. (4)

Технологии оценки результатов учебной деятельности

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

 Важно отметить, что учитель не ограничивается использованием какой-либо одной технологии, а организует их комплекс. Педагоги не всегда умеют работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они не очень уверенно владеют современными технологиями построения образовательного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ОВЗ (2)

 Главное преимущество инклюзии – равные возможности для каждого ребенка. Инклюзивное образование нужно всем, так как дает понимание обществом проблем инвалидности, воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности, а проблемным детям уверенность в себе, общение со сверстниками, адаптация и интеграция в общество, полноценное образование и воспитание.

 Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Бельчанская О.Н. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе с использованием современных образовательных педтехнологий.// Современная начальная школа.-2020.- №10.-с.4-15.

 2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Москва: Перспектива, 2011.

3. Самсонова Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 85.

4.Сунцова А.С. Инклюзивное образование как пространство проявления эмоциональной отзывчивости детей //Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. С.106-109

 


 

Категория: Статьи педагогов | Добавил: shkola10arh (05.10.2021)
Просмотров: 31