Главная » Статьи » Страничка психолога

Цифровая деменция подростков

"Цифровое слабоумие" (деменция)

-это нарушение в первую очередь мышления ребенка и всей познавательной сферы в целом как результат сформированной зависимости от гаджетов.

 

       Этот диагноз пришел из Южной Кореи, которая раньше всех стала на путь оцифровывания. Основная причина- бесконтрольное и постоянное пребывание в гаджетах, а также в интернете.

    Один из наиболее ярких показателей данного явления - постоянное наличие гаджета в руках или ближайшей к человеку зоне. Например, ребенок, не выпускающий телефон, планшет из рук. 


         Суть проблемы в том, что с одной стороны ребенок постоянно воспринимает большое количество информации, но с другой стороны – совершенно ее не запоминает и фактически не обрабатывает. Он просто ее "пролистывает".


Симптомы:
1.Расстройство внимания;

2. Потеря памяти;

3. Низкий уровень самоконтроля;

4. Когнитивные (мыслительные) нарушения;

5. Подавленность;

6. Депрессия;

7. Возможна агрессия.

 

Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Об этом явлении говорит и известный российский учёный в области нейронауки Черниговская Т.В. «…Мозг помнит всё! Поэтому нельзя иметь дело с плохими людьми, слушать плохую музыку, читать дурацкие книги. Мы боимся отравить желудок шавермой, но не боимся замусорить голову…Поэтому читайте умные книги, смотрите правильные фильмы, слушайте достойную музыку. Помните: мозг должен тяжело работать, и «тяжело» — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Иначе он расслабится и заплывет жиром.»

Количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? А если рука долгое время в гипсе- мышцы утрачивают первоначальные функции, нужна долгая реабилитация, прежде чем рука снова начнет «работать» как раньше. Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот  и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

 

Стали ли дети умнее благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

 

Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом.

Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь детям необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках и просто взаимодействовать со своими друзьями.

Есть исследования, что с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%!

 

Сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени дети сидят у экранов, а не гуляют на свежем воздухе и не проводят время в разговорах лицом к лицу.

 

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но неспособность детей (и отсутствие контроля со стороны родителей) выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр - сильно сокращают длительность ночного сна, что приводит к нарушениям.

 

Очень важна профилактика данного заболевания, особенно в рамках семьи.


     Любая зависимость требует совместной работы и ее эффективность зависит от включенности всех членов семьи в процесс терапии.

 

  1. Установление правил в работе с гаджитами (семейный совет и обязательность выполнения правил всеми членами семьи);

2. Ограничение времени пребывания ребенка в сети;

3. Формирование навыков и умений работы с информацией, развитие познавательной сферы в целом;

4. Установление доверительных, доброжелательных отношений с ребенком, основанных на взаимном уважении;

5. Обучение ребенка постановке целей, принятию и выполнению решений, а также организации своего времени;

6. Расширение социальных контактов и увлечений ребенка через посещение им кружков, секций, совместное участие в различных мероприятиях;

7. Формирование самосоятельности ребенка через выполнение им "посильной" работы (домашние обязанности, организация рабочего времени, места и т.п.).

8. Включение ребенка в общесемейные обсуждения и планирование дел.

 

    Гаджеты в руки детям вручили родители… А значит пришло время заменить время, проводимое детьми в интернете в виртуальном мире - на качественное живое взаимодействие в мире реальном.

Родителям стоит всегда помнить, что они сами - это лучший пример.

 

Положительный опыт и умения родителей - могут стать прекрасной основой для профилактики и лечения цифрового слабоумия у подрастающего поколения.

Категория: Страничка психолога | Добавил: administrator (05.11.2024)
Просмотров: 248