Главная » Статьи » Статьи педагогов

О традициях семейного чтения

Шабарина Светлана Васильевна, учитель начальных классов

    Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семья формирует образ жизни и ценностные ориентиры ребенка. Именно семейное чтение вводит ребенка в мир литературы. К сожалению, в наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультфильмы, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но не стоит сдаваться.  Привычка читать  закладывается в самом раннем детстве. К сожалению, в настоящее время взрослые  настолько заняты своей карьерой, своими интересами, что на семейное чтение не хватает ни времени, ни желания. А потом вдруг возникает беспокойство, что их ребенок не хочет читать. Родители обращаются за советом к  педагогу, психологу, библиотекарю. На встречный вопрос, часто ли сами они читают дома книги, почти все родители дают отрицательный ответ. Стоит ли удивляться тому, что ребёнок отказывается проводить время с книгой, если никто из взрослых, с которых он берёт пример, никогда сам не делает этого? Давно  замечено, что когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. Слушая захватывающую книжную историю, ребенок пытается спроецировать ее сюжет на свою жизнь, представляет, как бы он поступил на месте героя, сопереживает ему. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильных поступков и решений.  В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Если ребенок часто видит родителей, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Таким образом, наиглавнейшая роль в возрождении традиций семейного чтения отводится родителям. Родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, создают условия для формирования познавательной деятельности ребенка.

  Полезные советы родителям

  • Пусть  дома будет большая библиотека. Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.  У ребенка всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь почитать.
  • Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов.
  • Если ребенку не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно и  интересно!
  • Ставить условия и принуждать читать силой нельзя. «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь!» - эта фраза должна быть под запретом. Не лишайте ребенка удовольствий, иначе книга станет для него не другом, а врагом.
  • Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Вдохновляйте и увлекайте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а смартфонам и другим гаджетам   — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах будет ее решить.
Категория: Статьи педагогов | Добавил: administrator (14.07.2023) | Автор: Шабарина Светлана Васильевна
Просмотров: 330