В.В.Коробова,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 10
Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: ребёнок пошёл в первый класс. Обычно к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе. Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. Как легко пережить такой ответственный момент, как адаптация к школе, помогут простые советы:
- Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе.
- Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным. Следует учитывать личностные особенности ребенка.
- Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно.
- Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
- Учите ребенка управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий.
- Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе.
- Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости.
- Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать.
- Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы.
- Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается.
- Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму.
- Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости («Я лучше всех!») или к падению самооценки и зависти другим («Я хуже, чем он…»). Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями.
- При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения.
- По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо записывать его сразу в несколько кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом.
- Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться.
- Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно.
- Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детьми, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.
- Дома создайте первокласснику возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего ребенка школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает.
- Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что.
- После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности.
- Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте ребенку отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ему нужен полноценный сон.
- И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.
Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.
|